Войти Зарегистрироваться
Актуальный комментарий
16 марта 2017 г.
Сергей Майзель
Об этой проблеме Общественная палата Свердловской области сообщила в Администрацию г. Екатеринбурга, после чего стекла были оперативно заменены.
16 марта 2017 г.
Михаил Беленький
Просим всех активных граждан принимать участие в подобных мероприятиях. Дату и место можно уточнить в аппарате Общественной палаты Свердловской области.
Календарь событий
Март
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Право на обучение нуждается в улучшении

03 марта 2017 г.

Общественники хотят помочь людям с инвалидностью получать высшее образование

Общественная палата (ОП) РФ предлагает правительству изменить законодательство, чтобы упростить гражданам с инвалидностью доступ к высшему образованию. Сегодня в стране менее 1% студентов с инвалидностью и ОВЗ. По мнению экспертов, права россиян в этой части грубо нарушаются.

В мониторинге, проведенном исследовательским центром "Особое мнение" по заказу ОП, участвовали 165 государственных вузов, 460 студентов с инвалидностью и 450 родителей или опекунов. Цифры, полученные в итоге, свидетельствуют, что на пути молодых людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к высшему образованию очень много барьеров. И даже поступление в вуз не гарантирует получение диплома: по данным исследования, только половина поступивших оканчивают вуз.

Эксперты выявили несколько причин, мешающих молодым инвалидам получить высшее образование. Абитуриенты с инвалидностью имеют право воспользоваться квотой, которая позволяет им не участвовать в конкурсе на общих основаниях (не менее 10% от числа бюджетных мест по каждой специальности). Однако внутри квоты есть своя конкуренция — например, с участниками боевых действий или детьми-сиротами. Кроме этого, от абитуриента с инвалидностью требуется больше документов, чем от остальных: в приемную комиссию он должен также представить справку из бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА), в которой указывается только один вуз и одна специальность. Член ОП Екатерина Курбангалеева отмечает, что такие правила создают неравные условия. "Многие респонденты рассказывали нам, что боятся идти в МСЭ, потому что, во-первых, это большие временные затраты, во-вторых, МСЭ на местах часто очень консервативны и вписывают в ИПРА не те специальности, на которые хочет поступать абитуриент. Например, слепых отправляют только в массажисты, без вариантов. Наконец, были случаи, когда молодым людям, обратившимся в МСЭ за необходимыми документами для предоставления в вуз (справка и ИПРА), снимали инвалидность или пересматривали ИПРА",— говорит она. Норма, позволяющая абитуриенту с инвалидностью поступать только в один вуз, по словам экспертов, нарушает права инвалидов. "Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов,— напоминает председатель комиссии ОП по социальной политике Владимир Слепак.— Но у нас из-за одной бумажки от МСЭ человек с инвалидностью может поступать только в один вуз на одну специальность, тогда как остальные его сверстники могут поступать сразу в пять вузов на 15 специальностей в общей сложности. Ну и где тут права инвалидов?"

Эксперты предлагают правительству внести изменения в приказы Минтруда в части получения ИПРА, а также в федеральный закон об образовании с целью увеличения количества вузов и специальностей, на которые разрешено поступать инвалидам и людям с ОВЗ.

Одна из причин непопулярности высшего образования среди инвалидов — низкая информированность. Большинство российских вузов, принимавших участие в исследовании, имеют версию собственных сайтов для слабовидящих (81%), однако список необходимых для поступления документов есть в открытом доступе только у 12% вузов. Информацию о наличии доступной среды и специальных технических образовательных средств сообщают только 30% вузов, а контакты лиц, ответственных за инклюзивное образование, есть на сайтах лишь 7% учебных заведений. Эту проблему должен решить единый портал с информацией о возможностях и условиях получения инвалидами высшего и среднего специального образования во всех вузах страны. По словам Екатерины Курбангалеевой, такой ресурс в марте-апреле собирается запустить Министерство образования. Депутат Госдумы Любовь Духанина предлагает создать в каждом регионе "карту возможностей" для детей и взрослых с инвалидностью, в которой будут зафиксированы как образовательные, так и социальные, а также медицинские возможности. Представители ОП поддерживают эту идею, напомнив, что такой ресурс стимулировал бы регион расширять количество услуг для инвалидов.

Трудности обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в российских вузах связаны как с отсутствием во многих учреждениях доступной среды, так и с нехваткой средств на покупку дорогостоящей специализированной техники. "Клавиатура для незрячих стоит 500 тыс. руб., один учебник по Брайлю — 250 тыс. руб.,— говорит Екатерина Курбангалеева.— Часто на наши запросы вузы отвечали, что у них есть специализированная обучающая техника, но при более подробном выяснении оказывалось, что речь идет о компьютерных колонках с усилением звука". Госпожа Курбангалеева предлагает иначе распределять деньги: "С 2015 года за обучение студента с инвалидностью вуз получает от государства в два раза больше денег, чем за обычного студента. Но эти деньги распределяются внутри учреждения. А надо сделать так, чтобы эта сумма шла за конкретным студентом". Кроме этого, в ОП предлагают создать ресурсные центры, помогающие студентам с инвалидностью осваивать учебную программу. Министерство образования уже открыло три региональных учебно-методических центра (РУМЦ), которые ведут мониторинг ситуации с образованием для людей с инвалидностью, создают доступную среду для инвалидов и готовят специальные образовательные программы. Один из таких РУМЦ работает на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Программа "Доступная среда" предполагает до 2020 года создать 21 РУМЦ. "Мы предлагаем оснастить их специализированной техникой, чтобы любой студент с инвалидностью мог ею пользоваться,— говорит Екатерина Курбангалеева.— Это хотя бы частично решит проблему, потому что не каждый вуз может купить такую технику".

Как отмечается в исследовании, почти половина студентов-инвалидов не получают дипломы еще и потому, что в процессе обучения начинают понимать реальную ситуацию на рынке труда. Владимир Слепак отмечает, что многие вузы не занимаются трудоустройством студентов, а центры занятости населения подходят к проблеме формально. Многие инвалиды и вовсе не идут в центры занятости из-за физических и психологических барьеров. "Службы занятости сидят и ждут, когда инвалид к ним придет трудоустраиваться. Нет, нет и нет! Вы получаете государственную зарплату, идите к инвалидам домой",— убежден господин Слепак.

По данным Росстата, в России чуть больше 18 тыс. студентов-инвалидов — это 0,38% от всех студентов в стране и 3,07% от общего числа россиян с инвалидностью в возрасте 18-30 лет. "Мы не видим в инвалидах потенциал, мы им не доверяем, поэтому заставляем их собирать кучу справок и доказывать, что они могут учиться и работать вместе с нами,— резюмирует член Совета федерации Эдуард Исаков.— У нас сегрегация в головах".