Эксперт Общественной палаты Свердловской области рабочей группы по духовно-нравственному воспитанию, гармонизации этноконфессиональных отношений, профилактике экстремизма и противодействию идеологии терроризма Алексей Старостин выступил с докладом на заседание Консультативного совета при главе Екатеринбурга.

Заседание Консультативного совета при главе Екатеринбурга по вопросам межнационального и межконфессионального согласия, поддержки и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», реализации прав национальных меньшинств, обеспечения социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов состоялось 8 ноября. Председателем заседания стал непосредственно глава столицы Среднего Урала Алексей Орлов.

В своём докладе «Эффективные практики в сфере социально-культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в российское общество» Алексей Старостин рассказал о российском и зарубежном опыте социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан.

В частности, эксперт Общественной палаты сообщил, что на территории России находится более 10 миллионов мигрантов из стран ближнего зарубежья.

«Согласно «Концепции миграционной политики», которая является основным документом, формулирующим государственную политику в области миграции, усилия должны быть направлены на социальную интеграцию иноэтничных мигрантов в общество. Ключом к успешной социальной интеграции и ее основным индикатором является бесконфликтное сосуществование мигрантов и местных жителей в повседневности. В связи с этим основным «фронтом» социальной интеграции мигрантов являются городские районы. После событий в Бирюлево в октябре 2013 года был принят 284-ФЗ, согласно которому ответственность за межнациональные отношения была возложена региональные и муниципальные власти, однако конкретных инструментов социальной интеграции иноэтничных мигрантов на местном уровне им предоставлено не было.», - говорится в докладе.

Изменения миграционного законодательства, обязавшие иностранных граждан с 2015 года для получения патента, разрешения на работу, разрешения на временное проживание и вида на жительство сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства РФ, которые задумывались как «интеграционный экзамен», по мнению докладчика, себя не оправдали из-за того, что процедура тестирования изначально не была прозрачной, экзаменом занимались наряду с учебными заведениями коммерческие фирмы, а правоохранительные органы практически во всех регионах находили коррупционные схемы приобретения иностранными гражданами сертификатов. Как результат – иностранцы, дошедшие до получения гражданства, не могут прочитать текст присяги. Подобные случаи в конце 2017 – начале 2018 года выявлялись в Челябинске и других регионах России. 

В настоящее время законодательная база адаптации мигрантов есть. Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) наделено полномочиями по вопросам социальной и культурной адаптации мигрантов (Указ Президента РФ от 24.08.2017 г.)

В 2020 году вышел приказ ФАДН России (от 17.11.2020 № 142) «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации». Правительство РФ также в различных документах неоднократно подчеркивает необходимость совместной работы прежде всего органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества с целью содействия оптимальным форматам интеграции мигрантов в российское общество, минимизации рисков роста межнациональной напряженности, ксенофобии и экстремизма.

«Кроме органов исполнительной власти субъектов РФ, полномочиями в сфере адаптации и интеграции мигрантов обладают и органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ, муниципалитеты разных уровней обязаны разрабатывать, осуществлять либо создавать условия для реализации мер, направленных на обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать меры по адаптации и интеграции мигрантов», - говорится в докладе.

Эксперт Общественной палаты Свердловской области Алексей Старостин рассказал собравшимся о существующих практиках по адаптации и интеграции мигрантов. Стоит отметить, что цель адаптации не только помочь мигрантам справиться со сложностями, с которыми они сталкиваются в принимающем обществе, но и подготовить само общество к приему мигрантов.

Эксперт подробно рассказал в заключении о существующих зарубежных и российских практиках, также ответил на вопросы членов Консультативного совета.