Изменение стратегических документов обсудили на форуме «Сообщество». Реализацию Доктрины продовольственной безопасности России, вопросы импортозамещения, продовольственного обеспечения новых регионов РФ, доступности качественного питания для населения, организацию питания в бюджетных учреждениях обсудили в рамках итогового форума Общественной палаты РФ «Сообщество». 

Член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий подчеркнул, что в современных условиях вопросы продовольственной безопасности приобретают критическую значимость.  

«В 2020 году мир столкнулся с шоком для рынка продовольствия. Локдауны привели к тому, что производства закрывались, миграция рабочей силы, к которой привыкли государства, остановилась, логистические цепочки были нарушены. Дополнительно к факторам пандемии в 2022 году добавились факторы, связанные с каскадным, масштабным введением санкций. Также в контексте продовольственной безопасности мы не должны забывать о включении четырех новых регионов в состав России, о ведении боевых действий и частичной мобилизации», — сказал он.

По его словам, за последние 20 лет Россия значительно улучшила показатели самообеспечения продовольствием. Так, в 2021 году страна заняла 23-е место среди 113 стран в Глобальном индексе продовольственной безопасности, против 42-го места в 2019 году. 

«Однако в перспективе стоит учитывать, что основной документ в этой сфере — Доктрина продовольственной безопасности — принимался в 2020 году и вряд ли учитывал современные риски и угрозы. Возможно, будет целесообразно в некотором смысле пересмотреть его положения», — добавил Владимир Винницкий. 

Заместитель директора Департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза России Наталья Сосунова отметила, что в ближайшей перспективе корректировка документа не рассматривается.  «Дело в том, что сама доктрина — документ стратегический, бессрочный. При определении ее пороговых значений были учтены многочисленные исследования, в том числе касающиеся норм потребления тех или иных продуктов населением, а также возможность производства сырья и продуктов на территории России с учетом климатических и иных особенностей. То есть, повышение пороговых показателей в некоторых случаях нецелесообразно, а иной раз не представляется возможным», — пояснила она.    

С ней не согласился координатор федерального проекта «За честные продукты» Александр Бражко. По его мнению, пороговые значения показателей самообеспечения в доктрине необходимо повышать до 120–130 процентов.
  «Это связано с необходимостью обеспечить резерв на случай потерь в результате диверсий, действий террористических организаций. Также в сферах агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности необходима максимальная защита производственных мощностей. Излишняя концентрация ресурсов на одной площадке значительно повышает риск резкого падения производства, к примеру, при террористической атаке», — указал эксперт. 

Внести в доктрину понятие «террористическая опасность» предложил руководитель Общественного центра по борьбе с фальсификатом в Красноярске Игорь Болбат: «Представляется, что в сложившихся обстоятельствах в контексте продовольственной безопасности мы должны учитывать данную угрозу».
 
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Светлана Казаченок отметила важность обеспечения качества школьного питания как основу здоровья будущих поколений.  

«В этом смысле необходимо менять закон № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок. Нельзя допускать, чтобы количественные показатели, в нашем случае — цена, были приоритетнее качественных показателей», — отметила она.  По словам Светланы Казаченок, способствовать повышению качества организации школьного питания должен родительский контроль, который может опираться на методические рекомендации, разработанные ОП РФ.  

Кроме того, по ее мнению, к работе необходимо подключать муниципальные общественные палаты, которые обладают большим потенциалом в организации общественного контроля, однако из-за отсутствия регулирующего законодательства не могут этот потенциал реализовать.  

Председатель Общественного совета при Роспотребнадзоре Александр Мельцер указал на существенное улучшение ситуации в сфере качества школьного питания в связи с принятием в 2020 году федерального закона № 47-ФЗ.  «У нас появилось понятие “качество пищевых продуктов”, чего никогда не было. Это позволяет опираться на законодательные категории, а не субъективные представления», — пояснил он. 

При этом эксперт выразил уверенность в том, что питание населения России далеко от представлений о качественном и полезном, в том числе с законодательной точки зрения. По мнению Александра Мельцера, одним из возможных решений могло бы стать введение маркировки продуктов в рознице. 

«Это так называемый “светофор”. Полезные для здоровья, сбалансированные продукты можно отмечать зеленым цветом, а те, что представляют определенную опасность — желтым или красным, в зависимости от степени этой опасности. Это дает потребителю возможность выбора — правильно питаться или нет», — пояснил он.

Качественные и проверенные продукты питания в России промаркированы знаком «Роскачество», отметила заместитель руководителя АНО «Российская система качества» Ольга Шанаева. По ее словам, Роскачество за последние годы значительно расширило охват товаров, которые подвергаются проверке. 

«В условиях действия моратория на проверку бизнеса структурами Роспотребнадзора наша работа, а также существующий общественный контроль качества товаров в рознице представляются крайне важными», — подчеркнула она. 

По ее мнению, для координации и повышения эффективности работы в сфере контроля качества товаров необходимо создание специального интернет-портала, к которому бы имели доступ и органы власти, и общественные организации: «Портал межведомственного взаимодействия мог бы обеспечить оперативную передачу информации, в соответствии с которой каждый мог бы действовать в рамках своих полномочий». 

Помощник руководителя Россельхознадзора Артем Даушев отметил, что огромный вклад в дело обеспечения качества продуктов питания вносит система «Меркурий». 

«Эта система электронных ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) позволяет значительно повысить биологическую и пищевую безопасность. Число электронных ВСД растет с каждым месяцем. На данный момент их количество превышает 4,4 миллиарда единиц», — рассказал Артем Даушев. 

Директор Союза независимых сетей России Иван Бабухадзе в качестве проблемы обеспечения продовольственной безопасности отметил невысокий доход большей части населения России, который не позволяется приобретать дорогое и качественное продовольствие.  «К примеру, при выборе между рыбой или курицей человек выбирает курицу, потому что она дешевле», — пояснил он.  

Возвращаясь к проблеме контроля качества питания в учреждениях бюджетной сферы, заместитель председателя Комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Законодательного собрания Новосибирской области Яков Новоселов заявил, что в Новосибирске полностью решен вопрос исключения фальсификата из школьного питания. 

«Все сделано в рамках федерального закона № 44-ФЗ, где четко прописано требование экспертизы при приемке. Экспертизу осуществляют профессиональные организации за счет средств контракта. Благодаря этому недобросовестные поставщики изгнаны из образовательных учреждений. На очереди больницы», — сообщил он. 

Председатель общественной организации Ярославской области «Общество по защите прав потребителей» Светлана Чижова рассказала об успешном опыте противодействия недобросовестным производителям в суде, а руководитель комитета по контролю безопасности продукции для детей и подростков Объединения потребителей России Инна Коваленко доложила о разработке государственных стандартов в области защиты прав потребителей под эгидой Российского института потребительских испытаний.

В завершении мероприятия участники высказали предложения по внесению изменений в итоговую резолюцию, которая будет направлена в органы власти и общественные палаты субъектов РФ.  

Источник