Ежегодно 27 января отмечается установленный Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года Международный день памяти жертв Холокоста, а также годовщина освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) воинами Красной Армии. В Свердловской области по традиции проходят мероприятия, приуроченные к памятным датам.

26 января 2021 года в Общественной палате Свердловской области Уральская ассоциация «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» провела круглый стол «Красная Армия – спасительница человечества», основной темой которого стала 77-ая годовщина освобождения узников концлагеря Освенцим воинами Красной Армии. Участниками круглого стола стали руководители и активисты этнокультурных общественных объединений Свердловской области, представители духовенства, школьники.



Эксперт Общественной палаты Свердловской области, эксперт Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» кандидат исторических наук Алексей Старостин рассказал собравшимся об истории лагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим) и его освобождении воинами Красной Армии.
В своем выступлении он описал происходившее в самом известном нацистском концлагере, особо подчеркнул героизм и высокую нравственную миссию бойцов и командиров Красной Армии – спасителей и освободителей узников Освенцима.

— Как справедливо сказал Президент России Владимир Путин, конец этим зверствам и беспощадному варварству положила именно Красная Армия, которая спасла от уничтожения не только еврейский, но и другие народы Европы и мира, — подчеркнул Алексей Старостин.

Руководитель научно-исследовательской лаборатории «Концентрационные лагеря нацистов на территории Германии и оккупированного Советского Союза» Музея победы (г. Москва), автор виртуальной выставки по материалам мемориальных поездок в Германию «KZ концентрационные лагеря нацистов», кандидат психологических наук Елена Серпионова в онлайн режиме рассказала о проблематике сохранения памяти о жертвах нацистских концлагерей на примерах бесплатных путеводителей из экспозиции Мемориала Бухенвальд. Один из которых был создан еще в ГДР, а второй – после 1990 года.

— На наш взгляд произошло существенное упрощение в отборе информации, ее подаче, возникли фактологические и эмоциональные провалы. Стало меньше эмоционально окрашенных слов, современные авторы заменили иллюстрации с изможденным голодом заключенных на пейзажи, а формулировки стали заметно нейтральнее. Я ученый, а не политик, но очевидно, что такие вещи укладываются в печальную общеевропейскую тенденцию забвения об ужасах нацизма и ведущей роли нашей страны и Красной Армии в спасении человечества от нацистского режима — отметила Елена Серпионова.

О противодействии реабилитации нацизма в современной России рассказал Павел Суслонов, консультант отдела этноконфессиональных отношений и организации работы по профилактике экстремизма Департамента внутренней политики Свердловской области, кандидат философских наук, доцент:

— Мы с вами последнее поколение, которое вживую общалось с участниками Великой Отечественной войны. Поэтому особенно важно сохранить и передать память об этих трагических и героических событиях тем, кто идет за нами. Забвение и искажение истории о борьбе с нацизмом – это прямой путь к его возрождению. К сожалению, в современной России появилась необходимость в установлении юридической ответственности за распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России. Но самым эффективным средством противодействия экстремизму, ксенофобии и неонацизму остается духовно-нравственное воспитание и историческое просвещение наших сограждан», — сказал Павел Суслонов.

Необходимость противодействия возрождению нацизма подтвердил в своем выступлении заведующий кафедрой истории Кемеровского государственного медицинского университета Вадим Шиллер, который в своем онлайн выступлении привел данные социологических исследованиях в ряде регионов России, которые показывают угрозу распространения праворадикальной идеологии в молодежной среде.


Подводя итоги круглого стола, член Общественной палаты Свердловской области, руководитель рабочей группы по духовно-нравственному воспитанию, гармонизации этноконфессиональных отношений, профилактике экстремизма и противодействию идеологии терроризма, президент Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» Сергей Павленко отметил, что преступления нацизма в XX веке являются беспрецедентным примером проявлений экстремизма и терроризма и служат историческим уроком для всего прогрессивного человечества:
— Не должны быть забыты подвиги воинов Красной Армии и всего многонационального народа Советского Союза, внесших решающий вклад в уничтожение нацизма, спасения как еврейского народа, так и всех народов от уничтожения и рабства.
Также участники круглого стола единодушно поддержали Сергея Павленко, который выразил недоумение и возмущение тем фактом, что в нашем обществе находятся люди, которые используют тему страданий узников концлагерей и жертв Холокоста в своих коньюнктурных политических целях, сравнивая действия органов власти по борьбе с новой коронавирусной инфекцией с действиями нацистских властей, а нежелающих следовать рекомендациям медиков и вакцинироваться – с жертвами нацизма.
Напомним, что в ноябре 2021 года еврейская община Екатеринбурга в лице раввина Зелига Ашкенази выразила публичный протест против сравнения участниками акций против реализуемых властями мер по защите населения от распространения коронавирусной инфекции с действиями нацистов. Организаторы акций использовали на своих плакатах фотографии узников концлагерей и надписи «1941-1945 = 2021 …». Некоторые участники прикрепляли к одежде желтые шестиконечные звезды, которые при нацистском режиме должны были носить евреи, при этом ими делались заявления о том, что они так же подвергаются «преследованиям и сегрегации» из-за отказа от вакцинации и отказа соблюдения отдельных ограничительных мер, таких как наличие QR-кода для посещения общественных мест.

Источник