12 ноября 2020 года юрист общественной организации «Пеликан» провел прием граждан по правовым вопросам.

Достаточно распространенный вопрос рассматривали в ходе этого приема с юристом – получение недвижимого имущества в наследство по завещанию. За разъяснениями к юристу обратилась женщина, ухаживающая за тяжело больной приятельницей. Стороны договорились о том, что оплатой за уход станет передача ухаживающему лицу квартиры. В качестве варианта оформления договоренностей выбрали завещание и в ходе приема обсудили особенности этого варианта.

В случае с завещанием необходимо понимать, что завещание является односторонней сделкой. А это значит, что завещатель вправе переписать документ бесчисленное количество раз, не уведомляя об этом наследника, который может даже и не узнать о том, что условия завещания изменены.

И юридическую силу, по общему правилу, будет иметь самый поздний вариант документа.

В этом смысле говорить о завещании как о гарантии того, что ухаживающее лицо получит вознаграждение, о котором договорились стороны, не приходится. В жизни, конечно, такие договоренности весьма распространены и многое зависит от самих людей и их взаимоотношений, но, строго говоря, с юридической точки зрения завещание не может быть оплатой услуг по уходу.

Почему же граждане выбирают такой вариант и чем он отличается от юридически более корректного варианта ренты или тоже распространенного договора дарения?

Представляется, что в договоре ренты более четко расписаны все права и обязанности сторон в случае ухода за пожилым или больным гражданином за квартиру: ты мне – квартиру, я тебе – пожизненный уход и (или) содержание. Тем не менее, часто стороны используют более неопределенный механизм оформления договоренностей – уход и содержание на словах – с одной стороны и завещание, которое в любой момент можно изменить – с другой.

Одной из причин того, почему стороны избегают договора дарения – необходимость уплаты налога на доходы физических лиц. В том случае, если дарение осуществляется не между близкими родственниками, у одаряемого возникает обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в размере 13% от кадастровой стоимости недвижимого имущества. Да и отменить такой договор даритель вряд ли сможет – не будет же он доказывать в суде, что дарение было притворной сделкой, прикрывающей другие правоотношения…

Безусловно, на этапе совершения сделки стороны не всегда могут предугадать, что произойдет, скажем, лет через пять. А произойти, по нашему опыту, может много чего: ссора, прекращение исполнения договоренностей одной из сторон, недовольство сторонами друг другом (ожидал одного, получил другое), человек, в конце концов, может передумать. И в этом смысле очень важно, каким договором были оформлены отношения между сторонами.

 

При реализации проекта «Услышать друг друга» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 30 от 30 января 2019 г. Договор Общественной организации «Пеликан» с фондом — оператором президентских грантов о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-030442