Владимир Ильич Винницкий, заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, член Общественной палаты РФ: "14 октября в Общественной палате Свердловской области состоялось вручение мандатов членам региональной Общественной наблюдательной комиссии нового созыва.

Принятый в 2008 году закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» был прорывным. Благодаря ему стал возможен настоящий, а не имитационный общественный контроль гражданского общества и независимых наблюдателей за одной из самых закрытых систем в России.

Однако ряд проблем, которые обнажились почти сразу после принятия закона, не разрешены до сих пор. Во-первых, это вопрос финансирования ОНК. Сегодня фактически единственный источник средств для членов комиссий – это гранты, которые получают выдвинувшие их организации. В законе говорится о том, что государственные и муниципальные органы вправе оказывать финансовую, имущественную поддержку наблюдательным комиссиям. На деле, конечно, своим «правом» органы власти пользуются крайне редко. Выход – выделять средства на обеспечение ОНК в рамках бюджетов общественных палат субъектов РФ.

Более 10 лет мною поднимается этот вопрос на различных площадках. С 2010 года – на уровне областной общественной палаты, с 2014 – на уровне Общественной палаты Российской Федерации.

Несколько раз проблема озвучивалась на заседаниях Экспертной группы по совершенствованию законодательства об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания при Экспертном совете Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Абсолютное большинство участников данных заседаний меня поддерживало, однако дальше устных одобрений дело не шло.

В апреле этого года Правительство РФ наконец внесло в Госдуму законопроект помимо прочего подразумевающий финансирование ОНК за счет бюджетов региональных общественных палат.

Однако этим вопросом проблемы функционирования ОНК не исчерпываются. Не оправдал себя действующий порядок формирования комиссий. Этот процесс необходимо локализовать, привлечь к нему региональные общественные палаты и уполномоченных по правам человека. Нынешняя схема с единоличным участием ОПРФ ущербна – в Москве не знают региональных общественников. Так или иначе приходится обращаться за консультациями в субъекты.

Проблемным остается вопрос посещения мест принудительного содержания, значительно удаленных от административных центров. При формировании ОНК целесообразно включать в ее состав представителей районов, где расположены учреждения ФСИН.

Также необходимо законодательно определить взаимодействие членов ОНК с уполномоченными по правам человека, общественными палатами, региональными управлениями ФСИН, прокуратурой и МВД.

Остро стоит вопрос страхования членов ОНК. Зачастую они рискуют здоровьем, а иногда и жизнью, выполняя свою работу. К примеру, закон об участии граждан в охране общественного порядка предусматривает личное страхование на период участия дружинников в проводимых мероприятиях. Почему нельзя решить вопрос с ОНК решить аналогичным образом?

Эти с другие проблемы не раз озвучивались на всевозможных площадках, получали поддержку, но деятельного участия со стороны законодателей и представителей органов исполнительной власти получали мало.

В связи с этим хочется задать ставший уже традиционным вопрос – как именно должны реагировать депутаты и чиновники на инициативы членов ОПРФ? Устных одобрительных откликов и заверений крайне недостаточно. Целесообразным видится внедрение обязательных мотивированных ответов – кратких, но официально оформленных, гарантирующих, что работа общественников принята во внимание, и будет иметь тот или иной результат".