Войти Зарегистрироваться
Актуальный комментарий
19 апреля 2017 г.
Владимир Винницкий
Ввиду явного пробела в правовом регулировании вопросов формирования ОНК законопроект, безусловно, актуален. Однако не стоит забывать и о других не менее важных проблемах, которые ставят под угрозу саму идею и репутацию ОНК.
18 апреля 2017 г.
Сергей Майзель
Общественная палата Свердловской области сообщила о проблеме в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга, и основание торгового киоска оперативно демонтировали.
Календарь событий
Апрель
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Госдума уточнила порядок создания комиссий по контролю за соблюдением прав заключённых

В первом чтении принят законопроект об установлении порядка дополнительного выдвижения кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Подробнее...

19 апреля 2017 г.
Владимир Винницкий

Финансирование ОНК – когда наведём порядок?

 

7 апреля в первом чтении Государственная Дума приняла проект федеральногозакона № 103511-7 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Документ направлен на совершенствование процедуры формирования общественных наблюдательных комиссий.

Ввиду явного пробела в правовом регулировании вопросов формирования ОНК законопроект, безусловно, актуален.

Однако не стоит забывать и о других не менее важных проблемах, которые ставят под угрозу саму идею и репутацию ОНК.

Как бы ни выстраивали свою деятельность институты гражданского общества, вопрос их финансирования всегда остается одним из самых важных с точки зрения их дальнейшего существования.

Действующий закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» предусматривает финансирование деятельности ОНК через некоммерческие (правозащитные) организации, которые формируют состав ОНК.

Вопрос финансирования ОНК по существу решается на грантовой основе: денежные средства, выигранные некоммерческими организациями в виде грантов, направляются на компенсацию расходов, которые несут члены ОНК.

Однако далеко не все ОНК получают необходимые денежные средства, а полученных денежных средств не всегда хватает на покрытие даже минимальных расходов на деятельность ОНК (например, когда места принудительного содержания находятся на удаленном расстоянии и проезд до них требует значительных расходов). Зачастую полученные денежные средства в принципе расходуются не по целевому назначению и присваиваются выгодоприобретателями через преступные схемы с участием НКО.  

Как отметил Президент РФ В.В. Путин на пленарном заседании Общественной платы РФ в январе 2015 г. и в своих последующих официальных выступлениях, деятельность правозащитных организаций не имеет никакого отношения к социально ориентированной деятельности и защите прав рядовых граждан; данные объединения являются политическими со всеми вытекающими отсюда последствиями (квалификацией их деятельности в качестве иноагента, финансированием их деятельности зарубежными политическими структурами т.д.).

Таким образом, существующий порядок финансирования считаем незаконным, не обеспечивающим гарантий законных прав, интересов граждан и не дающим возможности осуществления ОНК деятельности надлежащим образом и компетентно.

Действующее законодательство должно предусмотреть финансирование ОНК не на конкурсной или грантовой основе, а напрямую, исходя из необходимых планируемых или фактически понесенных расходов на командировки, посещение мест принудительного содержания, приобретение необходимых товаров (работ, услуг) и т.д.

Кроме того, указанное финансирование должно обеспечивать не только компенсацию расходов членов ОНК, но и страхование их жизни и здоровья: при осуществлении своей деятельности жизнь и здоровье членов ОНК подвергаются серьезному риску, начиная с антисанитарных условий мест принудительного содержания и заканчивая покушениями на жизнь, иными действиями преступного характера, совершаемыми в отношении членов ОНК в связи с их деятельностью.